ЛОГИСТ
ЛОГИСТ - Ваш гид в мире логистики
Склад Транспортировка Логистика ВЭД Библиотека Полезное

 

 
Главная | Добавить в избранное | Карта сайта

 

 

 

 

 

 

Docking systems: перегрузочные системы без проблем


В целом интересно: А вот и колеса к вашим тележкам .

Docking systems: перегрузочные системы без проблем

А. Пашков

Универсальность современных технологий перемещения грузов и перегрузочных систем позволяет значительно оптимизировать параметры материальных потоков на таком ответственном участке логистической цепочки, как товарный склад – транспортное средство. Одним из основных компонентов современного склада являются перегрузочные системы (docking systems), предназначенные для погрузки-разгрузки автотранспортных средств, доставляющих груз непосредственно из складского помещения с использованием соответствующего оборудования. Идея, лежащая в основе перегрузочных систем, проста и очевидна: отдельные компоненты перегрузочной и вспомогательной техники объединяются в единый, компактный и экономичный комплекс. Основная проблема, которую решает такая перегрузочная система, это преодоление разности в высоте уровней двух перегрузочных площадок – пола склада и кузова припаркованного автомобиля. Помимо этого использование перегрузочных систем позволяет реализовать и целый ряд других, не менее важных требований и функций:

– повысить безопасность транспортировки и ликвидировать возможность несанкционированного доступа к грузу при его обработке;

– за счет использования перегрузочных систем, резко уменьшить затраты, связанные с повреждением груза при перегрузке, в том числе от воздействия неблагоприятных климатических условий, перепадов температуры;

– увеличить скорость обработки груза;

– снизить тепловые потери внутри складских помещений;

– применение перегрузочных систем позволяет улучшить безопасность, комфортность и эффективность работы персонала;

– увеличить эффективность использования погрузочно-транспортного оборудования.

В стандартный вариант оснащения перегрузочной системы входят: перегрузочный мостик (встречаются и такие названия этого оборудования, как платформа, пандус, аппарель, рампа), уплотнительный фартук или докшелтер (от англ. dock shelter), секционные или рулонные ворота и система безопасности. При необходимости вместо перегрузочных мостов или в дополнение к ним участок погрузки может быть оборудован подъемными платформами ножничного типа, мобильными рампами. Комбинация перегрузочного моста и подъемного стола объединяет преимущества обоих устройств и позволяет решить проблемы, возникающие в ситуации, когда на складе присутствуют дебаркадеры разной высоты, причем погрузку-выгрузку приходится осуществлять из машин с разной высотой кузова.

Рельсовый погрузочный комплекс Hafa позволяет осуществлять погрузку-выгрузку железнодорожных контейнеров, не снимая их с подвижного состава
В тех случаях, когда конструкция здания не позволяет обустроить внутреннюю рампу или нет возможности подвести фундамент под нее, перегрузочная система выполняется в виде отдельной пристройки – погрузочного бокса (шлюза-тамбура). Решающим фактором при выборе тех или иных компонентов и конструкции системы в целом являются характеристики грузов: их размеры, форма, материал и количество; требования к температурным параметрам внутри и снаружи помещения; имеющееся в наличии подсобное оборудование для перемещения грузов; разница в размерах транспортных средств, которые требуется загружать или разгружать, их количество; общие объемы грузопереработки.

Перегрузочные мосты

Перегрузочные мосты являются одним из главных элементов, составляющих перегрузочные системы, поскольку именно они непосредственно обеспечивают выполнение основной функции последних – компенсируют разницу высот дебаркадера и транспортного средства. Эти устройства могут быть стационарными или переносными. Выбор конструкции стационарного мостика – механического, электрогидравлического, с откидным или выдвижным опорным козырьком зависит от специфики и объемов погрузочных работ, вида паркующегося автотранспорта. На нашем рынке присутствует в основном импортная продукция. Ее производят такие известные компании, как Rоltex Oy и Mesvac (Финляндия), Stertil B.V. и Loading Systems (Нидерланды), Hafa и Hormann (Германия), Crawford (Швеция). Сравнительно недавно отечественные перегрузочные мосты с приводом начала выпускать компания DockHan.

Переносные (мобильные) мосты

Самым простым типом перегрузочных мостов являются конструкции, которые предназначены для использования легких погрузочных средств и перегрузки грузов сравнительно небольшой массы. Грузоподъемность (г/п) их обычно находится в пределах от 1,2 до 4 т, но мостики небольшой длины (при малом расстоянии между дебаркадером и кузовом автомобиля или полом железнодорожного вагона) позволяют использовать более тяжелую погрузочную технику и выдерживают нагрузку до 6 т. Благодаря небольшой массе – примерно от 20 до 150 кг и размерам (длина и ширина обычно не превышают 2 м) мостик легко можно переставить на другой погрузочно-разгрузочный участок дебаркадера вручную силами одного или нескольких человек. Чтобы облегчить транспортировку, более тяжелые модели оснащают колесиками. В некоторых вариантах исполнения мостов сделан откидной козырек на шарнирных петлях. Козырек, дополнительно выравнивая поверхность, по которой перемещаются перегрузочные устройства, предохраняет шины погрузчиков и тележек от преждевременного износа.

Ручные перегрузочные мосты, изготовленные из высокопрочных алюминиевых сплавов или стали, позволяют использовать для загрузки-выгрузки автотранспорта ручные тележки, в том числе гидравлические, что значительно ускоряет процесс обработки груза. Чтобы эти конструкции выдерживали требуемые нагрузки, их усиливают ребрами жесткости и снабжают специальными упорами, препятствующими перемещению в процессе использования. Внешняя поверхность пандусов имеет рифления, предотвращающие скольжение обуви и колес тележки. Конструкция мобильных мостиков позволяет разгружать автотранспорт и с фронтальной, и с боковых сторон.

Доклевеллеры позволяют разгружать автотранспорт с кузовом выше и ниже уровня рампы

Мосты с ручным приводом

Подрессоренные перегрузочные мосты используются преимущественно для погрузки-выгрузки автотранспорта с помощью ручных гидравлических тележек, самоходных электротележек и штабелёров, роликовых контейнеров. Наличие сервопружин в этих моделях уменьшает усилие, которое затрачивается при приведении моста в рабочее положение, обеспечивая тем самым легкое и безопасное опускание-подъем в зависимости от высоты кузова автомобиля. Платформа снабжена запирающим устройством, которое блокирует ее в вертикальном положении (обычно под углом 30°) в том случае, когда она не используется. Эти пандусы можно закреплять на краю общего дебаркадера или в специально оборудованном приямке. При такой конструкции транспортное средство может подъехать к площадке погрузки вплотную, что в сочетании с защитными боковыми бортиками существенно повышает безопасность погрузочных работ. Широкий диапазон разницы высот как вверх, так и вниз на 200...300 мм компенсируется наличием моделей с рабочей площадкой разных размеров. Рифленая поверхность повышает безопасность погрузочных работ, особенно в зимнее время. Мосты этого типа можно использовать не только стационарно. Оснащение их специальной роликовой кареткой, которая перемещается по горизонтальной направляющей, закрепленной на краю дебаркадера, позволяет оперативно и без особых усилий транспортировать мост вручную на различные участки погрузочно-разгрузочной зоны.

Уравнительные платформы (доклевеллеры)

Доклевеллеры позволяют разгружать автотранспорт с кузовом выше и ниже уровня рампы

Для сокращения времени погрузки-разгрузки до минимума, что обычно требуется при больших объемах перевалки продукции с помощью автопогрузчиков, идеальным решением может стать уравнительная платформа с приводом, или доклевеллер (от англ. dock leveller). Конструкция ее достаточно проста. Сзади верхняя (подвижная) часть аппарели соединена с нижней, неподвижной частью с помощью шарнирных петель. Палец шарнирной петли выполнен из тянутого стального прутка, который воспринимает все прикладываемые к нему нагрузки. Аналогичные шарнирные петли соединяют платформу с небольшим переходным мостиком (козырьком), который в рабочем состоянии ложится на пол кузова автотранспортного средства. Прочная нижняя рама и передняя балка аппарели рассчитаны на то, чтобы воспринимать все нагрузки, возникающие от аварийной остановки, проезда погрузчика или нагрузки от расставленного на ней груза (в соответствии с несущей способностью аппарели).

Для установки этих устройств обычно рекомендуется создать специально подготовленное место, приямок – углубление в бетонном полу склада, в которое и устанавливают уравнительную платформу. Конструкция несущей рамы позволяет выполнять приямок для аппарели любой конфигурации: подвесного типа, вложенного типа, консольного типа и т. д. Передняя балка предохраняет гидронасос и блок управления гидравлики от возможных повреждений снизу. При невозможности расположить платформу непосредственно внутри помещения рекомендуется использовать выносной тамбур, который позволяет поместить платформу с внешней стороны склада на специальную конструкцию арочного типа.

Короткие и широкие переносные мосты специально созданы для обработки грузов в железнодорожных вагонах и выдерживают небольшой вилочный погрузчик

Площадки доклевеллеров изготавливают из рифленой стали толщиной 6...8 мм, козырек – из рифленой стали толщиной 12...14 мм. Для преодоления максимальной разницы высот между полом склада и уровнем кузова автомобиля выпускают уравнительные платформы разной длины – от 2500 до 5000 мм (при ширине 1800...2200 мм). Угол погрузки, максимально допустимый по требованиям правил охраны труда, соответствует отношению рабочей длины платформы к ее высоте и не должен превышать 1:8 (12,5°), поэтому легко подсчитать, что для платформы длиной около 2500 мм рабочий диапазон высот подъема при использовании этого подъемного оборудования находится в пределах 300...350 мм относительно «нулевого» уровня или уровня пола склада; при длине 5000 мм эта величина составляет 600 мм.

Несущая конструкция платформы в зависимости от длины выполняется из двутавра или гнутого швеллера и хорошо воспринимает крутящие нагрузки. В результате, если грузовик неравномерно нагружен, платформа, накренившись в ту или другую сторону, легко «адаптируется» к уровню кузова, при этом козырек постоянно находится в полном контакте с кузовом даже при разнице высот по горизонтали 100 мм. Особое внимание в конструкции доклевеллеров уделено вопросам безопасности. При работе на любой высоте ноги и посторонние предметы под платформу попасть не могут благодаря специальным боковым пластинам, на которые нанесены ярко окрашенные полосы.

Обычно грузоподъемность уравнительных платформ 6...10 т. Существует два основных типа этих устройств – с поворотной и с выдвижной аппарелью (козырьком). Длина козырька обычно составляет от 350 до 1000 мм. Если глубина бампера 100 мм, то козырек длиной 400 мм опирается на кузов грузовика примерно на 250 мм. Платформы с поворотной аппарелью занимают около 90% рынка, поскольку это наиболее удобное и экономичное решение. Остальные 10% – это другие типы платформ, откидные и переносные мосты, ножницевидные лифты и т. д.

Платформы с выдвижным козырьком оснащены электрогидравлическим приводом и управляются при помощи всего трех кнопок: подъема платформы, выдвижения козырька и возврата в исходное положение. После того как грузовик встанет под погрузку-разгрузку, ворота открываются. Теперь можно использовать погрузочный мост, подняв его на необходимую высоту. После этого происходит бесступенчатое выдвижение передней части (максимум до 1000 мм) и опускание ее на бортовую платформу грузового автомобиля с точностью до сантиметра (!). Это особенно важно, когда приходится иметь дело с грузовыми автомобилями, загруженными, что называется, «под завязку», до самого конца кузова, когда площадь опоры выдвижной части моста минимальная. В процессе перевалки груза козырек и платформа автоматически следуют за изменением высоты грузовика. По окончании погрузки-разгрузки платформу возвращают в исходное положение нажатием кнопки. Кнопка аварийной остановки позволяет блокировать доклевеллер в любом положении.

Закрепленный на краю подрессоренный пандус легко транспортируется по специальным рельсам в любую точку дебаркадера

Платформы с поворотным козырьком управляются с помощью пружин или электрогидравлической системы. Устройство первого типа может подниматься, например, с помощью цепи, помещенной на платформе. Козырек при этом в зависимости от модели может подниматься или не подниматься. Для того чтобы опустить платформу, на нее необходимо встать. При отъезде грузовика козырек автоматически откидывается назад, чтобы не повредить следующий подъезжающий к доку грузовик. Козырек можно убрать с кузова и вернуть платформу в исходное положение до того момента, как отъедет грузовик, что позволяет закрыть ворота в тех случаях, когда машина остается стоять у дока. В качестве опции иногда предлагается система для работы ниже уровня пандуса. Платформа перемещается в нижнюю позицию с помощью дополнительной цепи, в то время как козырек остается висеть в вертикальном положении.

Электрогидравлические мосты оборудованы встроенным масляным насосом и цилиндрами для подъема платформы и управления работой аппарели. Они имеют большое значение в перегрузочных системах. Работа происходит следующим образом: когда автомобиль паркуется к отгрузочному доку, оператор открывает ворота, а затем поднимает платформу, нажав соответствующую кнопку на пульте управления. Платформа поднимается вверх до максимального положения, затем происходит автоматическое открытие аппарели, после чего она плавно опускается в кузов грузовика и в течение всей работы остается лежать, опираясь на пол кузова автомобиля, представляя собой подвижный «мостик» между неподвижным полом склада и меняющим высоту в зависимости от степени загрузки полом кузова. По окончании погрузки автомобиль отъезжает от дока, платформа под собственным весом опускается вниз, а блок управления автоматически возвращает платформу в исходное положение. Регулирование газовой пружиной движения козырька у некоторых моделей (например, фирмы Stertil) придает ему бо'льшую равномерность и плавность, исключает резкие толчки и амортизирует откидывание козырька. Для операций с этими типами мостов может применяться комбинированный пульт, который позволяет одновременно управлять другими компонентами поста, например секционными воротами, надувным докшелтером, светофором. Часто пульт оборудуется и кнопкой автоматического возврата моста в исходное положение при отъезде грузовика.

Схема работы доклевеллеров с откидными и выдвижными козырьками в комплексе перегрузочной системы

Рекомендации по правильному выбору аппарели в перегрузочных системах

В заключение приведем несколько советов, облегчающих подбор погрузочного моста необходимой конструкции в перегрузочных системах, которые дает компания «Доминант-СТ».

Ширину аппарели подбирают с учетом:

– внутренней ширины кузова автотранспорта, который будет работать в перегрузочной системе;

– величины пространства, необходимого для маневрирования погрузочной техники согласно проекту перегрузочной системы;

– типа перевозимых грузов.

Схема работы доклевеллеров с откидными и выдвижными козырьками

Длину аппарели можно подсчитать, исходя из максимально допустимого уклона платформы, который составляет:

– для ручной тележки max 5%;

– для электротележки max 7%;

– для электропогрузчика max 10%;

– для газового/ дизельного погрузчика max 12,5%.

Следует помнить, что от правильного выбора допустимого уклона зависит эффективность и безопасность работ на рампе в перегрузочной системе.

Рабочий диапазон параметров аппарели при функционировании в перегрузочной системе подбирают с учетом:

– высоты рампы;

– высоты автотранспорта;

– угла наклона мостика, который зависит от типа и параметров используемого погрузочного оборудования (в частности, у ручной тележки клиренс меньше, чем у электропогрузчика) в самой перегрузочной системе.

Грузоподъемность аппарели подбирается с учетом:

– максимальной нагрузки, складывающейся из массы погрузчика, массы оператора, максимальной массы груза;

– допустимого уклона платформы при работе в перегрузочной системе;

– скорости движения погрузчика;

– площади контакта колеса погрузчика и платформы;

– интенсивности использования аппарели во всем комплексе перегрузочной системы;

– распределения массы по осям погрузчика.

Правильное проектирование перегрузочной системы имеет такое же значение, как дальнейшее правильное использование перегрузочной системы. Ведь если заранее продумать все необходимые элементы перегрузочной системы, то можно будет избежать многих ошибок связанных к примеру с нагромаждением ненужного или отсутствием необходимого оборудования в комплексе перегрузочной системы.

--------------------------
по материалам sitmag.ru / поисковая обработка ЛОГИСТ

О проекте | Карта сайта | Контакты | ©2007 logist.com.ua, property of AV-exim (Kiev/UA) company
при использовании материалов с сайта logist.com.ua активная ссылка (гиперссылка) на него обязательна